6 КЛАСС



Урок 1.
Тема урока:  Понятие об информации и ее роли в обществе. Данные.
Тема минутки безопасности: Зачем нам Интернет?
Содержание минутки безопасности: Рассмотреть сферы использования сети, затем разделить их на полезные и не очень. У каждой сферы использования найти “подводные камни” - что нам может там угрожать.
Для работы можно использовать обычную доску, флип-чат со стикерами или виртуальную доску.
Если есть время, можно посмотреть видеоролик от компании МТС:


Урок 2.
Тема урока: Использование технических средств для работы с информацией.
Тема минутки безопасности: Что такое интернет-угрозы
Содержание минутки безопасности: На уроке говорим о технических средствах обработки информации, в частности компьютер, планшет, смартфон, телефон. Повторяем, чем может быть опасна такая работа, кому может причинить вред.
Разделить все интернет-угрозы на классы по объектам воздействия (мы сами, наш компьютер, наше имущество) и по способам воздействия (контент, контакт, вредоносное ПО, мошенничество). Можно выполнить упражнение


Урок 3.

Тема урока: Компьютер как совокупность устройств и программ.
Тема минутки безопасности: Как интернет вредит компьютеру.
Содержание минутки безопасности: Тема минутки безопасности созвучна с темой урока “Функциональные блоки компьютера”. Рассмотреть способы заражения компьютера через Интернет. Предложить способы защиты.
Для обсуждения можно использовать один из видеороликов от МТС и TrueNetinfo:


Урок 4.
Тема урока: Работа с файловой системой.
Тема минутки безопасности: Угрозы для файловой системы
Содержание минутки безопасности: Познакомить с программными средствами защиты от вредоносного программного обеспечения. Рассмотреть антивирусные программы и правила их использования
Предложить просмотреть фрагмент ролика:




Урок 5.

Тема урока: Общие сведения о растровой графике
Тема минутки безопасности: Изображения в сети

Содержание минутки безопасности: Какие изображения размещены в сети? О чем необходимо помнить при работе с изображениями в сети: размещение личной информации (фото с обстановкой, фото с отдыха – наводят грабителей, говорят о достатке), аморальный контент, авторское право. Минутку уместно провести в форме беседы, так как на уроке учащиеся достаточно работают за компьютером. Возможно проиллюстрировать примерами изображений, угрожающих детям, но без конкретных персон. 

Урок 6.

Тема урока: Создание изображений
Тема минутки безопасности: Сохранение изображений из Интернет

Содержание минутки безопасности: Необходимо обратить внимание учащихся на соблюдение авторских прав при использовании изображений. Интересные памятки разработаны в Эстонии. (пример) Так же уместно напомнить об угрозе заражения вирусами при сохранении изображений из Интернета.



Урок 7.
Тема урока: Редактирование изображений
Тема минутки безопасности: Интернет-тролль
Содержание минутки безопасности: 
Рассмотреть понятие «Тролль», «троллинг». На уроке предусмотрена практическая работа, поэтому задание - «Образ интернет-тролля».
Может помочь видео:





Урок 8.
Тема урока: Операции над фрагментами изображений
Тема минутки безопасности: Интернет-тролль
Содержание минутки безопасности: Большая часть урока отводится изучению нового материала и его закреплению, поэтому целесообразно подготовить практические задания с тематикой Интернет-безопасности.


Урок 9.
Тема урока: Отражение, поворот и трансформация изображений. 
Тема минутки безопасности: общая тема

Содержание минутки безопасности: Задания для закрепления изученного содержат информацию по Интернет-безопасности

Урок 10.
Тема урока: Назначение текстового редактора
Тема минутки безопасности: Кибербуллинг
Содержание минутки безопасности:Для отработки ввода текста использовать текст по теме Интернет-безопасности. Для отработки ввода текста использовать тексты с ситуациями кибер-преследования. Тексты адаптированы. Подходят для урока, так как содержат прямую речь и достаточно знаков препинания, что и отрабатывается на уроке.
Если есть время - можно посмотреть видеоролик или его часть:
После выполнения заданий задать детям вопрос: Знают ли они, как называется явление, описанное в текстах и сформулировать его.


Урок 11.
Тема урока: Редактирование текста
Тема минутки безопасности: Общение в сети Интернет. Угрозы общения. Кибербуллинг
Содержание минутки безопасности: Для отработки навыков редактирования символов учащимся предлагается исправить ошибки в терминах интернет-угроз. Для проверки дается правильный вариант. После выполнения заданий с ребятами обсуждаются вопросы:

Есть ли среди терминов известные Вам? 
Что они означают? 
Какие термины мы рассматривали на уроках? 

Если останется время на уроке - можно попросить учащихся предположить, какую угрозу обозначает каждый термин.


Упражнения для редактирования символов

Также учащимся предлагается практическое упражнение на отработку навыков работы со строками, основанное на текстах об общении в сети и хамстве. После выполнения упражнения с учащимися обсуждаются ситуации, указанные в упражнениях. Повторяется понятие троллинг и кибербуллинг и правила действия в ситуациях хамства.
Интересные тексты можно найти на ресурсе МТС 
Дети в Интернете

Упражнения для редактирования строк
Упражнения описывают понятие "Грифер", которое актуально для подростков, играющих в сетевые игры. Поэтому необходимо проинформировать учащихся о существовании такого вида сетевого хамства и предложить алгоритм действий. Для экономии времени материал предлагается в тексте упражнений.
Видеоролик



Урок 12.
Тема урока: Форматирование символов. 
Тема минутки безопасности: Повторяем основные термины
Содержание минутки безопасности:В качестве тренировочного упражнения ребятам предложено изменить шрифтовое оформления для терминов, связанных с агрессией сети. Во время работы обсуждается значение каждого термина.


Урок 13.
Тема урока: Форматирование абзацев.
Тема минутки безопасности: Повторяем основные термины
Содержание минутки безопасности: Для проверки ребятам предложено задание, в котором им необходимо сгруппировать по видам агрессивного поведения некоторые проявления агрессии в сети и изменить их шрифтовое оформление.



Урок 14.
Тема урока: Печать текста.
Тема минутки безопасности: Повторяем правила безопасности

Содержание минутки безопасности: На уроке серьезное внимание уделяется отработке практических навыков. Поэтому подготовлена практическая работа с использованием текстов на тему интернет-безопасности. В качестве разрядки на уроке ребятам предлагается поиграть в “Кто хочет стать миллионером?” на интерактивной доске.




Урок 15.
Тема урока: Контрольная работа по темам 3 и 4
Тема минутки безопасности: 
Содержание минутки безопасности: В текст контрольной работы включен отрывок с правилами интернет-безопасности


Урок 16.
Тема урока: Понятие сети Интернет
Тема минутки безопасности: Чем опасен Интернет?
Содержание минутки безопасности: Предлагается поработать в сервисе LearningApps с интерактивными упражнениями для повторения основных интернет-угроз.




Урок 17. Тема урока: Электронная почта
Тема минутки безопасности: Угрозы электронной почты
Содержание минутки безопасности:  При изучении темы следует обратить внимание на угрозы, возникающие при работе с электронной почтой: спам, фишинг, вирусы. Полезным может быть видеоролик

Полезно будет поговорить о правилах общения при переписке:
Интересно рассмотреть с учащимися примеры "албанского языка" и его альтернативу

Можно предложить учащимся дома посчитать, сколько в их личной переписке “албанских слов” и вычислить процент к обычному языку


Урок 18.
Тема урока: Сетевой этикет и меры безопасности
Тема минутки безопасности: Сетевой этикет и меры безопасности
Содержание минутки безопасности: урок проводится в форме игры-квеста "Безопасный интернет"

Урок 19.
Тема урока: Алгоритм. Исполнитель алгоритмов
Тема минутки безопасности: Троянские программы
Содержание минутки безопасности: Вирусы исполняют алгоритм, написанный злоумышленниками. Как пример – троянские программы
Вспомогательный ролик:


Урок 20.
Тема урока: Запись основных алгоритмических конструкций
Тема минутки безопасности: Сохранение файлов из сети
Содержание минутки безопасности: На уроке рассматривается понятие “Алгоритм. Исполнитель алгоритма”. В качестве практических заданий учащимся предложено составить алгоритм безопасного скачивания файлов из сети Интернет.Кроме этого ребятам предложено упражнение для проверки усвоения правил.
 

Урок 21.
Тема урока: Среда прграммирования PascalABC/
Тема минутки безопасности: Обобщение изученного
Содержание минутки безопасности:Задания на составление алгоритмов безопасной работы в сети + интерактивное упражнение.


Урок 22.

Тема урока: Знакомство с исполнителем Чертежник
Тема минутки безопасности: Повторяем основные термины
Содержание минутки безопасности: Так как на уроке много времени уделяется практическим заданиям, целесообразно продумать задания по вычерчиванию фигур, связанных с безопасностью
ЗАДАНИЯ

Урок 23.

Тема урока: Изменение готовых алгоритмов для исполнителя Чертежник
Тема минутки безопасности: Повторяем интернет-угрозы
Содержание минутки безопасности: Для смены видов деятельности можно предложить учащимся игровые паузы
Игра "Защититесь от угроз"

Урок 24.
Тема урока: Составление алгоритмов с помощью готовых фрагментов
Тема минутки безопасности: Повторяем интернет-угрозы
Содержание минутки безопасности: Так как на уроке много времени уделяется практическим заданиям, целесообразно продумать задания по вычерчиванию фигур, связанных с безопасностью. Для смены видов деятельности можно предложить учащимся игровые паузы

Проведение викторины


Урок 25.
Тема урока: Использование вспомогательных алгоритмов
Тема минутки безопасности: Повторяем интернет-угрозы
Содержание минутки безопасности:Так как на уроке много времени уделяется практическим заданиям, целесообразно продумать задания по вычерчиванию фигур, связанных с безопасностью. Для смены видов деятельности можно предложить учащимся игровые паузы


Урок 26.

Тема урока: Составление алгоритмов для исполнителя Чертежник
Тема минутки безопасности: Повторяем интернет-угрозы
Содержание минутки безопасности: Так как на уроке много времени уделяется практическим заданиям, целесообразно продумать задания по вычерчиванию фигур, связанных с безопасностью. Для смены видов деятельности можно предложить учащимся игровые паузы
Кроссворд по безопасности

Урок 27.

Тема урока: Понятие, цели и задачи презентации
Тема минутки безопасности: Вишинг

Содержание минутки безопасности: На уроке происходит знакомство с понятием презентации. поэтому в качестве наглядного пособия используется презентация “Вишинг”, в которой есть все объекты, эффекты, элементы презентации. В конце урока учащиеся самостоятельно работают с ней.









Урок 28.
Тема урока: Редактирование готовой презентации
Тема минутки безопасности: Интернет-шоппинг
Содержание минутки безопасности: Сейчас не покупают через Интернет только ленивые. Спросите у своих учеников и они Вам назовут самые популярные интернет-магазины: АлиЭкспресс, Ламода, Амазон и другие. Современные подростки заказывают аксессуары, одежду, канцелярские принадлежности, то есть являются активными интернет-покупателями. А знают ли они о рисках интернет-торговли и мерах предосторожности. На этом уроке предлагается не просто рассказать об этом, а предложить провести поиск информации в сети и оформить отчет в виде презентации. А если мало времени, то предложить учащимся воспользоваться собранной учителем информацией. В помощь учителю предлагается готовая презентация и задания для работы учащихся:





Урок 29.

Тема урока: Создание презентации с элементами мультимедиа
Тема минутки безопасности: Опасные знакомства
Содержание минутки безопасности:
Количество друзей в социальной сети - статусный параметр для подростка. Но всегда ли друзья в сети являются теми, за кого себя выдают. О чем можно беседовать с такими друзьями? Чем они опасны для подростка? По данной теме учащимся предложено создать презентацию с использованием музыки и видео по теме минутки. На последнем слайде им предложено сформулировать хотя бы одно правило поведения с незнакомцами.


Урок 30.

Тема урока: Создание презентации с элементами мультимедиа
Тема минутки безопасности: Музыка и фильмы в сети. Авторское право
Содержание минутки безопасности: Выяснить, используют ли учащиеся музыку и фильмы из сети. А знают ли они, какое наказание за этим следует? Очень сложно за 3-5 минут рассказать об авторском праве, необходимо просто объяснить, какое наказание следует за его нарушением

Урок 31.

Тема урока:Анимация объектов
Тема минутки безопасности: Нежелателные контакты
Содержание минутки безопасности:
Тема минутки этого урока продолжает предыдущую. Ребятам предложено настроить анимацию в заготовке презентации по теме “Нежелательные контакты
  

Урок 32.

Тема урока: Основные требования к компьютерной презентации
Тема минутки безопасности: Интернет-попрошайничество
Содержание минутки безопасности:

В социальных сетях очень часты объявления с просьбой приютить животное или помочь в беде. Но не всегда они правдивы. На такие уловки особенно ведутся дети. Поэтому целесообразно показать примеры таких фейковых объявлений и просьб. А в качестве задания по теме урока учащимся предложено с помощью фигурного текста выделить заголовки в презентации об интернет-попрошайничестве. Если учащиеся справились быстро - с помощью декоративного текста оформляем названия видов интернет-мошенничества в отдельной презентации.





Примеры работ учащихся 


Урок 33.
Тема урока: Создание презентаций по темам различных учебных предметов. Практическая работа
Тема минутки безопасности: Грумминг
Содержание минутки безопасности:

На уроке повторяем и обобщаем знания и умения создания компьютерных презентаций. Учащимся предлагается создать презентацию по теме “Грумминг”





Урок 34.

Тема урока: Обобщающее повторение по теме
Тема минутки безопасности: Обобщение изученного
Содержание минутки безопасности: Возможно, это заключительный урок в году. Поэтому провести его можно в форме соревнования, параллельно повторив материал курса информатики 6-го класса. Например, так:
Задание 1: Работа с графикой - лучший рисунок на тему "Вирусы атакуют!"
Задание 2:  Работа с текстом: Правила для братика: "Как работать с изображениями в сети"
Задание 3: Составляем алгоритм: "На меня напал тролль. Что делать?"